Сайт учителя информатики Большаковой И.А.
 Пед.технологии
Технология уровневой дифференциации
Признание приоритета личностно – ориентированной педагогики определило необходимость выделения основных принципов общего среднего образования: развития, гуманизации, демократизации. Образовательный процесс личностно – ориентированного обучения создает условия для реализации индивидуальных способностей каждого учащегося. Дифференциация выступает при этом в качестве одного из условий, способствующих признанию каждого ребенка полноправным субъектом образования, т.е. учащийся получает возможность проявлять избирательность к познанию мира (содержанию, виду и форме его представлений). Значит, дифференциация способствует выявлению способностей, интересов, возможностей учащихся и их развитию, т.е. её можно рассматривать как средство индивидуализации.
Ряд исследователей определяют дифференциацию как средство учета индивидуальных особенностей учащихся (А.А. Бударный, Н.К. Гончаров, Ю. Гильбух, И.Э. Унт, Н.М.Шахмаев и др.). Возможности внутренней и внешней дифференциации для развития интеллектуальных способностей рассматривали в своих работах К.М. Мешалкина, В.М. Монахов, В.А. Орлов, В.В Фирсов, Л.М.Фридман. Рассматривая проблему дифференцированного обучения И.С. Якиманская считает внутреннюю форму дифференциации более важной для развития индивидуальности. Этой же точки зрения поддерживаются Л.В. Занков, И. Э. Унт, считая классы гетерогенного состава более предпочтительными по отношению к гомогенным для развития личности ребенка.
Поскольку разноуровневое обучение предполагает разный уровень предъявления требований к учащимся по овладению ими содержанием образования, то учащийся получает возможность выбора учебного материала и видов заданий. Это позволяет реально гуманизировать процесс обучения через создание неоднородной образовательной среды в условиях внутренней дифференциации (В.В. Фирсов, И.С. Якиманская)
Дифференциация в современной практике обучения учащихся
Личностно – ориентированная педагогика базируется на гуманистической психологии, основателями которой в 60-х годах 20 века были А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс. Гуманизация образования как один из принципов в области среднего образования полностью исключает безличностный подход в процессе обучения и в основе его – кардинальная перестройка учителя.
Гуманистическая дидактика ориентируется на индивидуализацию и дифференциацию обучения, т.о. личностно – ориентированное образование определяет необходимость утверждения в числе основных принципов принцип гуманизма. Гуманизация в свою очередь, предполагает его дифференциацию и максимально возможную индивидуализацию учебно – воспитательного процесса.
А под индивидуализацией обучения мы понимаем «организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося». Осуществляемый с помощью индивидуализации индивидуальный подход рассматривается в дидактике как «ориентация на индивидуально – психологические особенности учащихся, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям». Поскольку индивидуальный подход является одним из основных требований к процессу обучения, то его необходимо рассматривать как дидактический принцип.
Современной педагогикой успешно разрабатывается тот пласт научных знаний, который касается выделений условий и стимулов, способствующих реализации индивидуального подхода на практике. Так Л.Н. Рожина и др. считают основой индивидуального подхода общие умственные способности, под которыми понимается комплекс особенностей, требуемых для осуществления учащимися учебной деятельности. З.И. Калмыкова предлагает учитывать данные о специфических особенностях развития мышления у детей, для того, чтобы судить об уровне умственного развития учащегося в целях понимания общей линии развития психики.
И. Унт определяет следующие особенности, которые необходимо выделять при индивидуализации:
- уровень умственного развития,
- специальные способности и одаренность,
- учебные умения,
- обученность и учебную мотивацию.
Теоретической основой индивидуализации обучения является и концепция Л.С.Выготского об общественно – историческом происхождении психических функций, основным положением которой является признание ведущей роли обучения в онтогенезе человека.
Понятно, что индивидуальное обучение должно быть развивающим. Современные исследователи индивидуальности (А.А.Кирсанов, И.Э.Унт и др.) развивают тезис о том, что обучение будет носить развивающий характер в том случае, если будет соблюдаться одно необходимое условие – развиваемый объект должен быть включен в активную деятельность.
Например, И.Э.Унт считает, активизацию учебно-познавательной деятельности можно осуществлять через предъявление учащимся заданий, соответствующих уровню их индивидуального развития. Значит индивидуальный подход – это основной «психолого – педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого ребенка как проявление особенностей его психофизиологической организации в её неповторимости, своеобразии, уникальности. Важным требованием в процессе реализации рассматриваемого подхода является сравнение не одного человека с другим, а одного и того же человека на разных ступенях и этапах обучения.
В рамках современной концепции развития школы именно дифференциация должна обеспечить разный уровень подготовки школьников с учетом их интересов и склонностей, но при этом следует учитывать, что все без исключения учащиеся должны достичь обязательного уровня подготовки по предметам. В настоящее время проблема дифференциации остается одной из важных в дидактике: уточняются её цели, основные задачи, формы, содержание и методические пути по её реализации.
Рассмотрим понятийный аппарат дифференциации.
Само понятие дифференциации подразумевает разделение, подразделение, выделение. Дифференцировать – значит подразделять по какому-либо признаку. Многие исследователи считают, что необходимо различать два термина: «дифференцированное обучение» и «дифференцированный подход».
Е.С. Рабунский рассматривает дифференцированное обучение как «разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы, осуществляемое на факультативных занятиях, в специализированных школах и классах и в виде фуракции (эксперимента)», а дифференцированный подход он трактует как «дидактическое положение предполагающее деление класса на группы, например по интересам, успеваемости и т.п., его можно также рассматривать как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода».
И.С. Якиманская считает, что в случае дифференцированного подхода в обучении «речь идет о раскрытии индивидуальности учащихся, а дифференциация обучения предполагает для него выбор наиболее благоприятных условий развития через предлагаемые дифференцированные формы».
С учетом вариативности современной образовательной системы дифференциацию можно рассматривать как систему обучения, предоставляющую учащимся возможность выбора приоритетных для него направлений в развитии способностей и реализации интересов. Значит, если индивидуализацию рассматривать как цель обучения, то дифференциация является средством достижения этой цели.
Цели современного образования позволяют определить основные задачи дифференцированного обучения:
- реализация индивидуального подхода;
- реализация целей общего образования как социального института по формированию, прежде всего, востребуемой по интеллектуальным качествам личности на рынке ценностей.
В.В. Фирсов и др. выделяют внутреннюю и внешнюю дифференциации. Исследователи рассматривают внутреннюю дифференциацию как различное обучение учащихся в достаточно большой группе, подобранным по случайным признакам. Внешняя предполагает по их мнению создание стабильных групп, сформированных на основе установленных способностей, склонностей, достигнутых учебных результатов. Данная форма дифференциации выражается в виде факультативов, школ и классов с углубленным изучением предметов, а также создание профильных классов.
В настоящее время можно выделить следующие основные формы дифференцированного обучения: классы и школы с углубленным изучением предмета; профильные классы; факультативы. Все перечисленные формы относятся к внешней дифференциации.
В настоящее время технологизация дифференцированного обучения невозможна без знания индивидуальности каждого учащегося как данности, с присущими только ему особенностями, как личности. Большинство ученых считают, что более полно задачу создания условий для раскрытия индивидуальности решает «внутренняя» дифференциация. Эта форма дифференциации обеспечивает разнообразие обучающей среды для учащихся, что позволяет ему выбирать содержание материала, различные по уровню сложности задания и др. Еще одним достоинством внутренней дифференциации является то, что она не предусматривает селективного отбора учащихся по способностям.

Литература:

1.     Ерентуева А.Ю. «Разноуровневое обучение как форма внутренней дифференциации», Улан –Удэ БГУ, 1999г.

2.     «Личностно – ориентированное образование: поиск путей», Улан – Удэ, 2001.

3.     Гаськова Н.В. «Индивидуализация, дифференциация и нтеграция в современной школе», Улан – Удэ, 1997.


 
Пятница, 29.03.2024, 17:03
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
...
Осталось...
...
...


..
Сеть творческих учителей
Друзья сайта
  • Школа №19 г.Улан-Удэ
  • Официальный блог
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0



    Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz